| ||||||
|
| |||||
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)«Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…»
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать. В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Некоторые детские сады находятся далеко от центра города и существует проблема с организацией посещение музея. Проведя опрос в нашем детском саду, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи. Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции и определённую ограниченность математики. Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея. В обычном музеи, ребёнок, лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини – музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей в ДОУ – результат общения, совместной работы воспитателя и семьи. В нашем ДОУ создан мини–музей по типу краеведческого «Океан странствий». Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.
Задачи мини-музея: 1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики. 2. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий. 3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности. 4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.
Методические принципы организации мини-музея: 1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности). 2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора). 3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность). 4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме). 5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).
Формы деятельности мини-музея: 1. Поисковая 2. Фондовая 3. Научная 4. Экспозиционная 5. Познавательная Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми: - опытно – исследовательская деятельность; - разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов; - мастер – классы; - выставки; - экспресс – выставки; - чтение художественной литературы; - экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.); - познавательные беседы; - различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации); - запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии; - проекты различной направленности, КВН, викторины. Помимо основной площади музея в группах организованны мини-музеи «одного экспоната»: «Мир слонов», «Белоствольная красавица», «Бердск – прошлое, настоящее, будущее». В настоящее время в остальных группах готовятся к открытию тематические экспозиции мини-музеев. Созданы перспективные планы по реализации вариативной части ООП – «Мини-музей в ДОУ», обозначена интеграция регионального компонента в образовательной области ООП. Составлен перспективный план воспитательно-образовательной работы мини-музея «Океан странствий». Разработаны сценарии экологических досугов и развлечений для старшего дошкольного возраста, обзорные экскурсии по мини-музею, реализованы детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается нами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени. Музейная педагогика дает возможности: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; - попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; - организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей. Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Воспитатель МАДОУ №26 «Кораблик» В.М.Филиппова | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |