Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №26
"Кораблик"

  Добро пожаловать на наш сайт 

 

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)

 

«Даём детям не итоги чужих исканий,

                                                                 а ведём их тропой исканий…»

 

         В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

         Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно -  речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

         В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Некоторые детские сады находятся далеко от центра города и существует проблема с организацией посещение музея. Проведя опрос в нашем детском саду, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи.

 Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини  - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции и определённую ограниченность математики.

         Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея.

В обычном музеи, ребёнок,  лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини – музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей в ДОУ – результат общения,  совместной работы воспитателя и семьи.

В нашем ДОУ создан мини–музей по типу краеведческого «Океан странствий».

Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.

 

Задачи мини-музея:

1.       Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками           в области детской музейной педагогики.

2.       Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить            предположения, находить причины и следствия событий.

3.       Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.

4.       Воспитывать культуру поведения в общественном месте.

 

Методические принципы организации мини-музея:

           1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).

           2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).

           3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).

           4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).

           5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).

 

Формы деятельности мини-музея:

1.       Поисковая

2.       Фондовая

3.       Научная

4.       Экспозиционная

5.       Познавательная

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

         - опытно – исследовательская деятельность;

         - разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;

         - мастер – классы;

         - выставки;

         - экспресс – выставки;

         - чтение художественной литературы;

         - экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);

         - познавательные беседы;

         - различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);

         - запись рассказов детей, использование ИКТ -  технологии;

         - проекты различной направленности, КВН, викторины.

         Помимо основной площади музея в группах организованны мини-музеи «одного экспоната»: «Мир слонов», «Белоствольная красавица», «Бердск – прошлое, настоящее, будущее». В настоящее время в остальных группах готовятся к открытию тематические экспозиции мини-музеев.

         Созданы перспективные планы по реализации вариативной части ООП – «Мини-музей в ДОУ», обозначена интеграция регионального компонента в образовательной области ООП. Составлен перспективный план воспитательно-образовательной работы мини-музея «Океан странствий». Разработаны сценарии экологических досугов и развлечений для старшего дошкольного возраста, обзорные  экскурсии по мини-музею, реализованы детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается нами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени.

         Музейная педагогика дает возможности:

         - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

         - попробовать собственные силы и самореализовываться  каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

         - организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

 

 

Воспитатель МАДОУ №26 «Кораблик»                                          В.М.Филиппова 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»